- Предмет земельного права
Земля – основа жизни и деятельности любого человеческого общества. Она является главным объектом хозяйственной деятельности. Российское законодательство не содержит как такового определения «земли». При этом следует отметить, что земля используется в качестве природного ресурса в сельском и лесном хозяйстве. Земля является местом обитания животного мира. Земля – один из важнейших компонентов окружающей природной среды (природный объект). Также земля используется как пространственный территориальный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.
Земля относится к числу неуничтожимых природных объектов. Можно уничтожить плодородный почвенный слой, покрывающий землю, но землю как пространственный территориальный базис, как правило, уничтожить нельзя. В связи с этим земля, являющаяся местом существования человеческого общества, в обозримом будущем обладает признаком незаменимости.
Земля не обладает свойством возобновляемости, ее естественное плодородие может быть восстановлено только при применении специальных методов. При правильной, научно обоснованной обработке почва обладает уникальным свойством увеличивать свою продуктивность.
Очень важным обстоятельством является то, что земля ограничена в пространстве. Человеческое общество существует на определенной территории, обычно очерченной границами государства.
Земля как объект общественных отношений, даже в случаях, когда к ней прикладывается человеческий труд, продолжает оставаться природных объектов.
Земля выполняет три важнейшие функции:
- средство производства в сельском и лесном хозяйстве;
- пространственный территориальный базис;
- экологическая функция как элемента системы сложных взаимосвязей объектов природы – экологической системы.
Предметом права являются отношения, складывающиеся между людьми по поводу того или иного предмета, объекта.
Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по поводу обеспечения рационального использования и охраны земель в Российской Федерации.
- Методы правового регулирования и принципы земельного права
Метод правового регулирования представляет собой определенный способ воздействия на субъектов общественных отношений, цель которого заключается в том, чтобы добиться требуемого поведения указанных объектов.
В праве существуют два основных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Применение этих способов, одного из них или их сочетания выражает суть отраслевого метода правового регулирования.
Специфика методов правового регулирования, применяемых в земельном праве, обусловлена характером регулируемых отношений, т.е. самим предметом земельного права. В земельном праве применяется сочетание императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Так как земельное право относится преимущественно к системе публичного права, то в силу его природы в данной области доминируют способы обязываний, предписаний и запретов. В то же время есть и сфера земельных отношений, при регулировании которой применяется сочетание указанных методов с методами дозволения и правонаделения.
Содержание методов правового регулирования в земельном праве выражается в особенностях правового статуса субъектов земельных правоотношений, оснований возникновения земельных правоотношений, их содержания, применении мер принудительного воздействия.
Правовой статус субъектов земельных правоотношений зависят от того, участниками какой сферы земельных отношений они являются. Так, в сфере имущественных отношений все субъекты равны, здесь доминируют диспозитивные методы. Однако и здесь применяются императивные методы, например, при продаже земельных участков необходимо, чтобы они предварительно прошли кадастровый учет. В сфере же отношении землепользователей с соответствующими органами власти и местного самоуправления (ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный контроль в сфере использования и охраны земель) доминирует императивный метод.
Земельные правоотношения имущественного характера могут возникать по различным основаниям: совершение различных сделок, на торгах и т.д. – в данных отношениях применяются диспозитивные методы регулирования. В случае предоставления земельного участка по решению органов государственной власти или местного самоуправления основанием возникновения права на землю будет являться административно-правовой акт. В некоторых ситуаций наблюдается соединение императивного и диспозитивного метода. Например, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, передается в аренду. Основаниями возникновения права аренды будут являться решение органа местного самоуправления о передаче участка и заключение самого договора аренды.
Земельные отношения организационного характера обычно регулируются путем применения императивного метода.
В основе правового регулирования земельных отношений лежит разрешительный тип правового регулирования, т.е. в земельном праве дозволено только то, что разрешено законом. Земельный участок может использоваться только в тех целях и только теми способами, которые установлены в законе, с соблюдением соответствующих условий и требований.
Содержание методов правового регулирования отражается и в применении особых мер принудительного воздействия, санкций в случаях земельных правонарушений.
Таким образом, в земельном праве применяются как диспозитивный, так и императивный методы, они неразрывно связаны. Сочетание этих двух методов правового регулирования отражает специфику предмета земельного права – земельных отношений.
Статья 1 Земельного кодекса РФ формулирует следующие основные принципы:
- Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Конституция РФ (ст. 9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества.
- Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
Подпункт 2 статьи, провозглашая как принцип земельного законодательства приоритет охраны земли, имеет в виду необходимое ограничение хозяйственной свободы пользователей земли в целях охраны окружающей среды. Это означает, что каждый обладатель земли (собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор), организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен, прежде всего, предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране. Эти меры могут быть разными, так как они устанавливаются в соответствии с особенностями самих земель и той или иной хозяйственной деятельности, находя отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.
- Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
- Участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане РФ, общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
- Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
- Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
- Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Земельный кодекс в ст. 65 под одним общим названием «Платность использования земли» понимает земельный налог и арендную плату за землю. Между тем правовая природа той и другой платы за землю имеет существенные различия. Земельный налог есть властное предписание государства. От налога может освободить землепользователя только компетентный государственный орган, и то лишь на основании закона. Арендная плата — предмет свободной договоренности сторон, заключающих договор аренды земельного участка. Средства от арендной платы поступают арендодателю в соответствии с условиями договора. Земельный налог идет в государственный бюджет в тех суммах, которые установлены законом о плате за землю.
- Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Принадлежность земель к той или иной категории (их по Земельному кодексу семь — ст. 7) предопределяет основное их целевое назначение и соответствующий правовой режим использования земель каждой конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами власти и определяется ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.
- Разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. В настоящее время названное разграничение определяется Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».
- Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
- Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. Суть этого разграничения состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком-либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.
Но перечень этих принципов не является исчерпывающим, как отмечено в п. 2 ст. 1.
Принципы земельного права, содержащиеся в ст. 1 Земельного кодекса РФ (от 25.10.2001г. № 136-ФЗ), подразделяются на несколько групп.
К первой группе относятся принципы, обеспечивающие баланс публичных и частных интересов в сфере регулирования земельных отношений:
принцип учета значения земли, являющейся природным объектом и природным ресурсом, и одновременно недвижимым имуществом, объектом права собственности и иных прав на землю;
принцип участия граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю (публичный сервитут);
принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта (этот принцип конкретизируется в ст. 35 ЗК РФ);
принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель (в зависимости от целевого назначения земель);
принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан (земельное законодательство призвано обеспечить баланс общественных и частных интересов, с целью обеспечения общественных интересов законодательство определяет пределы реализации права собственности, т.е. установление ограничений прав лиц, использующих земельные участки ст. 56 ЗК РФ, регулирование оборота земельных участков ст. 27 ЗК РФ, установление публичных сервитутов ст. 23 ЗК РФ);
принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (см. ст. 9 Конституции, ст.ст. 13, 42 ЗК РФ);
принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека (см. п. 3 ст. 13, п. 2 ст. 31 ЗК РФ, ст. 42 ЗК РФ), приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых природных территорий.
Вторая группа принципов земельного права – принципы, обеспечивающие публичные экономические интересы в сфере регулирования земельных отношений:
принцип платности землепользования (ст. 65 ЗК РФ);
деление земель на категории по целевому назначению;
разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (ст.ст. 16-19 ЗК РФ).
К третьей группе относится принцип определения сферы земельного законодательства:
при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм земельного законодательства от норм гражданского законодательства (п. 3.ст. 3 ЗК РФ);
принцип государственного регулирования приватизации земель.
- Система земельного права
Современное земельное право – отрасль российского права, регулирующая земельные отношения, имеющие имущественный и организационный характер, связанные с использованием и охраной земель.
Как отрасль права земельное право обладает особым предметом правового регулирования и сочетанием методов правового регулирования.
Земельное право также обладает специальным кодифицированным источником правового регулирования, а также обширным комплексом нормативных правовых актов, составляющих систему земельного законодательства.
Земельное право как наука - более широкое понятие. Наука земельного права наряду с изучением этой отрасли права, ее правовых институтов исследует фундаментальные понятия и категории земельного права, такие, как: предмет науки, понятие земельно-правовой нормы, субъект земельного права, земельных отношений — и все это в историческом развитии. Изучаются связи земельного права с другими отраслями права, выявляются перспективы его развития и как отрасли, и как законодательства, и как учебной дисциплины. Используется при этом опыт государств — участников СНГ, иных развивающихся и развитых стран. Задача теории земельного права состоит в изучении практики и претворении в жизнь земельной реформы в сложных условиях перестройки управления всей экономикой страны, совершенствования ее хозяйственных механизмов. Таким образом, содержание науки земельного права не ограничивается какими-либо жесткими пределами, хотя предмет ее имеет свою определенность и целенаправленность.
Наука земельного права – система взглядов, мнений, выражающих толкование правовых норм в экономическом, социальном, историческом и политическом аспектах, а также взаимодействие земельно-правовых норм с нормами иных отраслей. Земельное право как наука исследует пробелы в правовом регулировании, тенденции развития законодательства, имеющиеся в системе правового регулирования противоречия.
Анализ научных исследований по земельному праву позволяет выделить следующие этапы развития науки земельного права:
- 1917 – конец 30х гг. Декрет от 26.101917 «О земле», 1918г. Декрет «О социализации земли», ЗК РСФСР (1922г.) – земельно-колхозное право;
- 1940 – 1980гг. – земельное право, государственная собственность на землю, категории земель;
- начало экономических реформ, формирования рыночной экономики;
- 25 октября 2001г. (новый ЗК РФ, в разработке участвовали Г.А. Волков, А.К. Голиченков, О.М. Козырь).
Предметом науки земельного права является учение о праве, разработка доктрины, концепции земельного права, изучение системы идей и взглядов по тем или иным проблемам этой отрасли науки. Развитие теории земельного права — необходимое условие эффективности земельного законодательства. Отрасль законодательства, практика его применения ставит перед наукой земельного права конкретные задачи, успешное решение которых во многом зависит от уровня научной разработки правовых проблем.
В качестве учебной дисциплины земельное право представляет собой изложение по определенной системе основных положений науки земельного права. Целью изучения земельного права, как учебной дисциплины в ВУЗах является получение представления о действующих нормативных правовых актах, регулирующих предмет земельного права, и применение данных знаний в практической деятельности. Поскольку отправной точкой к изучению дисциплины «Земельное право» является действующее российское законодательство, система земельного права как учебной дисциплины соответствует по структуре системе земельного права как отрасли права с привлечением сопутствующего правового материала гражданского, административного, экологического и другого законодательства с целью более углубленного изучения учебного курса программы обучения. Соответственно курс земельного права подразделяется на общую и особенную части, а лекционный материал сгруппирован в соответствии с основными правовыми институтами.
Под системой земельного права понимается совокупность взаимосвязанных земельно-правовых институтов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от выполняемой ими роли в регулировании земельных отношений.
Общая часть земельного права включает следующие правовые институты:
- право собственности на землю;
- права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков;
- организационный механизм в сфере использования или охраны земель;
- правовая охрана земель;
- экономический механизм в сфере использования и охраны земель.
Особенная часть земельного права включает в себя:
- правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
- правовой режим земель населенных пунктов;
- правовой режим земель промышленности, транспорта и иного специального назначения;
- правовой режим земель лесного фонда;
- правовой режим земель водного фонда;
- правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов;
- правовой режим земель запаса.
- Соотношение земельного права с другими отраслями
Место земельного права в системе российского права определяется ролью и значением правового регулирования земельных отношений, составляющих предмет данной отрасли права, среди всех иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Земельное право взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права.
Конституционное право, играющее ведущую роль в системе нашего права, непосредственно связано с земельным правом. Соотношение земельного права с конституционным правом заключается в том, что оно закрепляет основные приоритетные направления развития земельного законодательства и его основные принципы (ст. 9, 72 Конституции РФ).
Земельное право тесно связано с административным правом: административно-правовой акт является основанием возникновения и прекращения земельных отношений, административное регулирование порядка деятельности органов государственной власти.
Связь административного и земельного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования – императивных. Однако принципиальные различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования. Предмет административного права – организация системы органов исполнительной власти, в том числе в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, определяет их компетенцию по выполнению соответствующих функций управления. Земельное право в отличие от административного закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления по рациональному использованию и охране земель, осуществлению соответствующих управленческих функций. Земельное право определяет круг специфических функций управления земельными ресурсами.
При регулировании отношений по вовлечению земель в гражданский оборот действует принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют вопросы права собственности на землю, иных прав на земельные участки, оборота земельных участков, совершения договоров с земельными участками и гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства.
Регулируя вопросы права собственности на землю и определяя правомочия собственников, обладателей иных вещных прав на земельные участки, гражданское законодательство не раскрывает их содержание. Регулирование особенностей оборота земель также относится к предмету земельного законодательства. Регулирование сделок с землей и гражданско-правовая ответственность - сфера гражданского законодательства. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных выше вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностями земли как природного объекта и природного ресурса.
Особенности земли как объекта правового регулирования определяют содержание различий принципов правового регулирования, применяемых в гражданском и земельном праве. В гражданском праве доминирующее значение имеет свобода волеизъявления субъектов гражданских правоотношений. Применительно к регулированию земельных отношений закреплен принцип приоритета публичных интересов.
Соотношение земельного права с экологическим и природоресурсовым правом. Земельное право теснейшим образом связано с экологическим правом. Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды. Использование природных ресурсов невозможно без использования земли, которая является пространственным базисом для эксплуатации всех природных ресурсов. Однако законодательство о природных ресурсах развивается по пути дифференцированного правового регулирования использования и охраны различных ресурсов природы. Поэтому земельное право регулирует земельные отношения, а иные отрасли – соответственно водные, лесные и другие отношения. Вместе с тем общие закономерности развития окружающей природной среды и взаимосвязь природных ресурсов ведет к тому, что природоресурсовое право учитывает не только различия, но и теснейшую взаимосвязь всей окружающей среды.
Использование природных ресурсов порождает экологические проблемы, которые носят комплексный характер, затрагивают общие взаимосвязи всех природных ресурсов. Такие проблемы нельзя решить в рамках только земельного, лесного или водного права в силу специфики предметов их правового регулирования, ограниченных отдельными природными ресурсами. Взаимосвязь земельного права и экологического права состоит в том, что в земельном праве содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей природной среды. В свою очередь, законодательство об охране окружающей среды содержит многочисленные нормы как общего, так и специального характера, реализация которых преследует цель обеспечения охраны земель от неблагоприятного воздействия.