§ 1. Философия науки, ее основные направления в ХХ – нач. XXI в.
В конце XIX – нач. ХХ в. произошло становление неклассической науки. Для последней было характерно стремление соотнести знания об объекте с особенностями самого субъекта, его средств и операций. Постнеклассическая наука, взяв на вооружение основные достижения неклассической науки и, прежде всего, ее стремление обеспечить адекватность знания, обратила свое внимание на соотнесение знания об объекте с ценностями и целями познающего субъекта. Ученые начали выявлять и изучать социальные и культурные условия познания. Особое место было уделено анализу сложных саморегулирующихся и саморазвивающихся систем. Они предпринимают очередную попытку обобщения научных знаний и создания общенаучной картины мира, создав концепцию универсального развития (эволюционизма).
Таким представителем историко-эволюционистского направления в науке был американский философ Томас Сэмюэл Кун (1922 – 1996). Его важнейшей работой следует признать книгу «Структура научных революций». Он выдвинул интересную концепцию исторической динамики научного познания. Он предполагал, что именно история науки должна стать источником и пробным камнем эпистемологических концепций. Образ науки, по мнению ученого, предстает перед нами в деятельности научных сообществ. Он вводит категорию «парадигмы» («дисциплинарной матрицы»), которая представляет собой господствующий в тот или иной период истории способ деятельности научного сообщества. Поэтому модель историко-научного прогресса представляется Куном как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Этапами такого развития являются «нормальная наука» – период безраздельного господства парадигмы, и «научная революция» – период распада парадигмы, а также конкуренции между альтернативными парадигмами, который заканчивается победой одной из них и, тем самым, переходом к новому периоду нормальной науки.
Выдающимся представителем постпозитивистской философии науки был американский философ Пол Карл Фейерабенд (1924 – 1994). Его учение, испытавшее влияние марксизма, представляет собой сочетание критического рационализма, научного материализма и идеологии контркультуры.
Он выдвигает тезис «теоретического реализма», который означает, что принятие какой-либо теории детерминирует способ восприятия явлений, т. е. опыт всегда теоретически нагружен. Рост знания, по мнению ученого, происходит в результате размножения теорий, которые являются несоизмеримыми, т. е. дедуктивно не связанными, использующими разные методы и понятия. Он, сторонник теоретического и методологического плюрализма, считал, что существует множество равноправных типов знания, а данное обстоятельство способствует росту самого знания и развитию личности. Для науки наилучшее время — в период борьбы альтернатив. Сами знания идеологически нагружены, благодаря различиям условий, в которых находятся ученые. Он отказывается от понятий истины и объективности знания, подчеркивая относительность критериев рациональности в познании и деятельности.
Весьма интересным является воззрение в области философии права австрийского ученого О. Вайнбергера, который в рамках неопозитивизма разрабатывал познавательно-критическую теорию права.
Философское направление неопозитивизма («аналитической философии», «лингвистической философии») существенным образом повлияло на философию ХХ в. Это направление мысли обратило свое внимание прежде всего на изучение вопросов роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, а также способов математизации и формализации знания. Отдельные идеи неопозитивизма получили критическое развитие в рамках другого философского направления – постпозитивизма. Его формирование началось с издания в 1959 г. английского варианта «Логики научного открытия» Карла Раймунда Поппера – известного английского философа и социолога, который создал философскую концепцию критического рационализма, теорию роста научного знания. Поппер считал одной из основных задач философии проблему отделения научного знания от ненаучного (т. е. их демаркация). Он выступает против индуктивного метода в науке. Методом демаркации знаний является принципиальная опровержимость любого утверждения, относимого к науке (т. е. фальсифицируемость). Эмпирические и теоретические уровни знания у Поппера органически связаны между собой, а любое научное знание носит лишь предположительный характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, последствием этого и решаются научные проблемы. Он отрицал объективные законы общественного развития и возможность, таким образом, осуществлять объективное общественное развитие. Тем самым, Поппер был критиком марксизма и принципа историзма. Он выступал сторонником буржуазно-демократического общества, где существует плюрализм в экономике, политике, культуре, а также действуют институты гражданского общества и правовое государство. Такое общество философ называет «открытым» обществом, а авторитарное – «закрытым».
Видным философом и историком науки был живший в Великобритании Имре Лакатос (1922 – 1974). Он разработал универсальную концепцию развития науки. Его основная идея заключалась в том, что такое развитие основано на конкуренции научно-исследовательских программ. Такая программа представляет собой серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, она является основной единицей научного знания и состоит из ядра программы, защитного пояса и позитивной и негативной эвристики. Рост зрелой теоретической науки Лакатос рассматривает как смену исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную последовательность теорий. Каждая теория программы возникает как результат добавления вспомогательной гипотезы к предыдущей теории. Лакатос выделяет в развитии исследовательских программ две важнейшие стадии – прогрессивную и вырожденную (регрессивную).
Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951) заложил основы аналитической философии, много делал для изучения вопросов логической структуры языка, устранения неясностей в обозначении. Необходимо, по мнению философа, сконцентрировать активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача исследователя заключается в устранении путем анализа естественного языка философских и иных обобщений, оцениваемых им как своего рода заболевания.
Одним из основных направлений современной философии является феноменология. Ее основателем был известный немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Первым и наиболее значимым его трудом по феноменологии стала работа «Логические исследования». Главным отличием феноменологии является то, что она отказывается от любых идеализаций в качестве исходного пункта и осуществляет принятие единственной предпосылки – возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания. Это учение провозглашает неразрывность и в то же время взаимную несводимость человеческого бытия, личности и предметного мира. Необходимо высвобождение сознания и предметного мира из причинных и функциональных связей между ними, а также из диалектико-мистического их взаимопревращения. Чистое сознание, как чистое смыслообразование, отъединяется от основывающихся на этих связях мифологических, идеологических и повседневно-объединенных установок и схем. Необходимо движение к самим предметам, т. е. воссоздание непосредственного смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами. Истина же – это тождество предмета самому себе.
Еще одним важным направлением в области социальных и гуманитарных наук ХХ в. стал структурализм. Его философия связана с выявлением структуры, т. е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Второй волной структурализма стал сформировавшийся в 70 – 80-е гг. XX в. постструктурализм, который изучает все «неструктурное» в структуре, выявляет парадоксы, возникающие при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, и направлен на новые модели смыслообразования, создание новой практики «открытого» чтения, преодолевающей герменевтические и аналитические модели истолкования. Представителем этого течения являются Жан Бодрияр, Жиль Делез и Жан-Франсуа Лиотар. Учения данных мыслителей одновременно можно отнести и к сформировавшемуся в 70 – 80-е гг. направлению постмодернизма. Формирование этого направления в философии связано, прежде всего, с деятельностью Лиотара. Постмодернизм возник в результате появления сомнения в возможности философии систематизировать мир. Последний не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Постмодернизм утверждает, что объективно невозможно зафиксировать наличие жестких, самозамкнутых систем, будь то в сфере экономики, политики, государства и права и т. п.
Весьма важный вклад в современную философию и историю культуры внес французский ученый Мишель Поль Фуко (1926 – 1984) – представитель философии структурализма. В своей работе «Слово и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966) он выделяет главное ее понятие – эпистему. Которое представляется как общее пространство знания, способность фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики познания, порождаются отдельные идеи и концепции. В соответствии с этим он выделяет в европейской истории три эпистемы (познавательных поля) – Возрождения, классического рационализма и современности (XIX – XX вв.). Основанием для их сопоставления и противопоставления у Фуко выступает специфика означающего механизма, соотношения «слов» и «вещей» (перипетии языка в культуре): язык как вещь среди вещей в период Возрождения, язык как прозрачное средство выражения мысли – классический рационализм и язык как самостоятельная сила в последней эпистеме.
Переживает второе рождение и учение Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) о психоанализе, возникает неофрейдизм. Так происходит его соотнесение с выдвижением различных философских теорий (феноменологией, герменевтикой, структурализмом). Возникли психоаналитическая философская антропология, экзистенциальный анализ культурного психоанализа. Представителем последнего является Э. Фромм (1900 – 1980).
Продолжает свое развитие и марксизм, отличный от его советского варианта «марксизма-ленинизма». Оно имеет два основных течения: диалектико-гуманистическое (Д. Лукач, А. Грамши) и сциентистское
(Э. Балибар, Д. Лекур и др.). Первое критиковало марксизм-ленинизм за недостаточную человечность, второе – как недостаточно научное учение.
§ 2. Юридическая профессия и юридическое образование
Социальные преобразования, произошедшие в XX в., самым серьезным образом повлияли на юридическую науку, практику, юридическую профессию и образование. Мировые войны, победа большевизма в России привели к колоссальным социальным изменениям в правовой сфере. Развитие экономики, научно-технический прогресс, процесс глобализации, затронувший буквально все стороны жизни в конце XX – нач. XXI в., также сказались на юридической действительности. Появились новые прежде неизвестные отрасли права, появилась тенденция к унификации правовых институтов в разных странах. Постепенно происходит и переоценка значимости различных правовых источников. Право вторгается во все большее число общественных отношений, оно усложняется. Наконец, повышается грамотность населения и его социальная активность, а правовые знания благодаря развитию образования, средств массовой информации, периодической печати и, прежде всего, сети Интернет становятся достоянием широких слоев населения.
В этих условиях происходит и изменение роли юридического образования. Оно начинает носить массовый характер. Потребность в юридических кадрах быстро росла. Требовались как практические работники, так и научные. Причем наука теперь становится все ближе к практике, хотя, конечно, велико и значение общетеоретических исследований. В этих условиях высшие учебные заведения, университеты становятся важными элементами развития научных знаний в области права, без которых невозможна подготовка высококвалифицированных специалистов. Последние становятся востребованными в самых разных отраслях управления обществом и государством. Хотя и традиционная сфера их деятельности – правоохранительные органы, оказание юридических услуг частным лицам и компаниям остается важным местом приложения усилий. Влиятельной научной, общественной и политической силой становится юридическое сообщество. Так, американская (США) ассоциация юристов насчитывает порядка 600 тыс. членов. Она играет важную роль в порядке сближения законодательства отдельных штатов, выступает с инициативой изменения федерального законодательства и занимается вопросами профессиональной этики юристов.
Такие объединения юристов играют важную роль во многих странах. В США адвокаты, юристы, работающие в корпорациях, а также работники прокуратуры объединены в ассоциации юристов штата. В некоторых штатах предусмотрено, что для занятия юридической практикой требуется членство в подобной ассоциации. Диплом юриста предоставляет, как правило, в современных условиях возможность заниматься юридической практикой, однако для адвоката и для занятия некоторых иных должностей существуют некоторые дополнительные требования. Юридическое образование носит двухуровневый характер (бакалавр, магистр).
§ 3. Юридическая наука и ее основные направления
В составе юридической науки в ХХ – ХХI вв. получают новое содержание отдельные прежние направления и, наконец, возникают новые научные течения. Так, традиции юридического позитивизма продолжает нормативизм. Его основателем и видным представителем был австрийский ученый-юрист Ганс Кельзен (1881–1973). Он создает «чистую» теорию права (основная работа «Чистое учение о праве» 1934 г.). Он считает, что юридическую науку необходимо очистить от идеологических и ценностных аспектов. Она должна быть свободной от любой идеологии. Такие вопросы как сущность, ценность, справедливость права не должны занимать юридическую науку, а ее нельзя бесконечно расширять, вводя политические, социологические, психологические и этические вопросы. А потому задача юриспруденции состоит в изучении лишь норм действующего права. Догматическое правоведение, таким образом, он четко отграничивает от других наук. Под правом понимается определенный порядок поведения людей. При нарушении такого порядка применяется принуждение, а право в таком случае – это принудительный правопорядок. Во главе иерархии правовых норм у Кельзена выступает основная норма, а низшие нормы должны вытекать из высших. Так, основная норма, ее предписание заключается в том, чтобы вести себя так, как предписывает конституция. Догматический подход к праву Г. Кельзена внес существенный вклад в юридическую науку, а его взгляды повлияли на формирование современного конституционного права.
Как уже говорилось выше, в ХХ в. особое значение приобретают философские учения, подвергающие анализу сам научный язык. Действительно, используя новые понятия, вводя их без особой необходимости в научный оборот, наука зачастую создает лишь видимость решения новых проблем. Особенно важным становится изучение структуры и функций языка для юриспруденции.
Одним из первых представителей нового направления в юридической науке был Герберт Харт (1907 – 1992). Это направление получило название аналитическая юриспруденция. Он развил идеи аналитической (лингвистической) философии в своем труде «Понятие права». Основной задачей аналитической юриспруденции становится выяснение значения слов, юридических терминов и важнейших понятий. Тем самым, юридическая теория ставится на подлинно научную основу. Новая теория по большей части создавала методологическую основу для юридической науки, нежели объясняла и решала ее проблемы. Однако владение такой методологической базой и способствует решению конкретных задач, стоящих перед юридической наукой. Аналитическая юриспруденция демонстрирует нам тот факт, что в ХХ в. повышается актуальность исследований языка и правового текста. Поэтому неудивительным становится возрождение юридической герменевтики и все больший интерес к данной проблематике.
Особое развитие социологическая юриспруденция получила в США. Этому, возможно, способствовало то, что в американской правовой системе особое место всегда играл судебный прецедент. Кроме того, именно США становятся после Первой мировой войны, а в особенности — Второй мировой войны, наиболее динамично развивающимся государством Запада. Поэтому неудивительно появление здесь столь высокого интереса к социологической школе права, а также развитие ее основных положений. Именно в рамках этой правовой традиции действовал известный американский ученый Роско Паунд (1870 – 1964). Он смело противопоставил действующее право писаному, создав реалистическую теорию права. В соответствии с этой теорией ученый предлагает отказаться от бесплодных попыток исследовать назначение права и подобные вопросы. Исследования должны быть основаны на прагматизме. Он ратует за изучение юридической практики, «живого права», и в этом смысле выступает за предоставление судебным органам и чиновникам большей свободы в трактовании правовых норм, фактически право на правотворчество. Еще дальше пошли «реалисты» – К. Ллевелин и Д. Фрэнк. Они вообще отождествляют право с практической деятельностью судей и администраторов, право в этой теории – это конкретное решение, а не абстрактное правило.
Основателем психологической школы права был российский ученый Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931). Однако идеи социальной психологии, ее отдельные моменты также находили свое применение у западных ученых к вопросам государства и права. К таким ученым можно отнести французского социолога Г. Гарда, итальянского ученого С. Сигеля. Большое значение имела и теория психоанализа Зигмунда Фрейда (1856 – 1939), Т. Парсонса, а также работы русского крупного русского ученого, социолога Питирима Александровича Сорокина (1889 – 1939), вынужденного эмигрировать из страны. Он связывал право, юридические нормы с этическими нормами. Последние были связаны, в свою очередь, с религией, Богом. Он отмечал, что многие юридические конструкции имеют прямое отношение к психологии. Поэтому трудно говорить о чистоте юридических категорий.
В ХХ в. происходит возобновление интереса к естественному праву. Это связано с развитием конституционного законодательства, закреплением неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, которые требуют соответствующего идеологического оправдания важнейших своих принципов, а последние являются, во многом, и принципами существования всего современного общества. Однако естественно-правовая теория в XX в. стремится приблизить его ценности к реальной жизни. Некоторые противопоставляют естественное право «мертвому», бумажному», т. е. позитивному праву. Поэтому правоприменитель может обращаться в своей деятельности непосредственно к принципам естественного права.
Конкретные школы естественного права основываются на различных философских концепциях. Поэтому идеи естественного права выводятся ими из различных источников (феноменологизм – из априорных правовых субстанций и ценностей, экзистенциализм – из «существования» человека, неотомизм – из божественного порядка, а герменевтика – из живого исторического языка). Видным представителем неотомизма является
Ж. Маритен, феноменологической теории – вышеуказанный Э. Гуссерль, представителем экзистенциалистской философии права – Э. Фехнер, Г. Кон, а герменевтической теории – А. Кауфман.
Другой, весьма интересной и модной на современном этапе теорией стала интегративная юриспруденция. Ее появление было вызвано тем, что различные подходы к праву, имевшие место в юридической науке, как правило, концентрировали свое внимание на какой-либо его стороне, при этом упуская другие существенные моменты. Поэтому довольно давно появилась тенденция обобщения достижений различных направлений, хотя их отдельные положения могли носить взаимоисключающий характер. Так, например, определенный дуализм длительное время наблюдался в социологическом направлении, которое базировалось на начальном этапе, в известной мере, на достижениях юридического позитивизма. Однако, основателем особого направления в юриспруденции, получившего название «интегративная юриспруденция», является Джером Холл. Его подход к праву строится на двух учениях в философии права: естественно-правовом и аксиологическом (ценностном) подходе.
Видным представителем интегративной теории права следует признать Жан-Луи Бержеля. Он считает, что право как таковое «является одновременно продуктом событий социального порядка и проявлений воли человека, явлением материальным и совокупностью моральных и общественных ценностей, идеалом и реальностью, явлением исторического плана и нормативного порядка, комплексом внутренних волевых актов и актов подчинения внешнему…» .
* * *
ХХ век демонстрирует нам быстрый рост экономики, развитие социальной жизни и небывалый научный прогресс. Однако философия и гуманитарные науки в этом ряду победителей явно отстают. Все попытки выяснить и объяснить основные вопросы мироздания пока не увенчались успехом, как и не увенчались успехом попытки создания всеобъемлющей правовой теории. Наверное, поэтому современные философы и ученые-юристы обратили свое пристальное внимание на методологию соответствующих исследований, и у многих из них нет стремления создать новую идеологизированную правовую теорию, которая в реальности мало что объясняет, и наоборот, присутствует сильное желание продолжать исследования, направленные на достижение более конкретных целей.