Целевая установка

Целью изучения дисциплины «История и методология юридической науки» является углубление юридических знаний и формирование соответствующего мировоззрения у магистрантов, подготовка специалистов, обладающих высоким уровнем знаний в области истории юридической

науки и методологии юридической науки, которые позволяют, в свою

очередь, успешно изучать другие юридические дисциплины и эффективно осуществлять профессиональную деятельность в сфере разработки и реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка, проведения научных исследований и образования.

При изучении дисциплины решаются следующие задачи:

  1. обеспечение свободного владения понятиями и категориями, используемыми в юридической науке и методологии юридической науки;
  2. формирование у обучающихся углубленного научного юридического мировоззрения, системы знаний по истории и методологии юридической науки;
  3. создание верных представлений о месте и роли юридической науки, ее истории и методологии в системе современного научного знания;
  4. усовершенствование имеющихся у обучающихся способностей к самостоятельной научно-исследовательской работе, умений к самостоятельному обучению новым методам исследования, к быстрому изменению научного профиля своей деятельности;
  5. использование на высоком уровне навыков, полученных в ходе изучения курса «История и методология юридической науки», в ходе организации научной и практической деятельности в таких сферах, как разработка нормативных правовых актов, правоприменение, поддержание законности и правопорядка, толкование права и юридическая экспертиза, организационно-управленческая и научно-исследовательская деятельность, преподавание юридических дисциплин и правовое воспитание;
  6. воспитание сознания у обучающихся ценности и значимости юридической профессии, нетерпимого отношения к любым правонарушениям, уважительного отношения к праву, отечественному и зарубежному научному юридическому наследию;
  7. формирование у магистрантов высокой профессиональной юридической культуры.

Дисциплина «История и методология юридической науки» является основополагающейдля дисциплин общепрофессионального цикла. Она

создает базу для изучения отдельных отраслевых наук и дисциплин.

В области воспитания обучающихся целью преподавания данной дисциплины является формирование у магистрантов следующих социально-личностных и профессионально значимых качеств:

  1. гражданственность;
  2. патриотизм;
  3. бережное отношение к отечественным и зарубежным традициям, существующим в юриспруденции, а также научному наследию;
  4. правовая культура;
  5. способность видения и прогнозирования дальнейшей перспективы развития правовых институтов и юридической науки в целом.

Содержание и методика преподавания дисциплины нацелены на обеспечение видов и задач профессиональной деятельности, определяющих специфику подготовки магистров:

  1. разработка нормативных правовых актов;
  2. правоприменение;
  3. поддержание законности и правопорядка;
  4. толкование права и юридическая экспертиза;
  5. организационно-управленческая деятельность;
  6. научно-исследовательская деятельность;
  7. преподавание юридических дисциплин и правовое воспитание.

Данная дисциплина изучается магистрантами в первом семестре. После изучения дисциплины сдается зачет.

Методические указания для студентов

Основными формами аудиторной работы магистрантов при изучении дисциплины «История и методология юридической науки» являются лекции, семинарские занятия и самостоятельная работа. Магистрант не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету.

В ходе лекций излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции магистрант должен внимательно слушать и конспектировать материал или отслеживать лекции по раздаточным материалам.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины семинарские занятия. Они служат для контроля преподавателем уровня подготовленности магистранта, закрепления изученного материала, развития умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения

научной дискуссии, в том числе аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа магистранта, связанная с освоением материалов на лекциях и изложенных

в первоисточниках и научных публикациях, а также полученных в ходе практического применения теоретических знаний магистрантом. По согласованию с преподавателем или его заданию магистрант может подготовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к семинарскому занятию студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в настоящих методических указаниях. Занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным проблемам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Качество учебной работы магистрантов преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Магистрант имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным, если не основным, видом работы магистранта при изучении дисциплины «История и методология юридической науки» является самостоятельная работа.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Самостоятельная работа должна носить научно-исследовательский характер. Она может заключаться в изучении первоисточников, научной литературы и практического использования полученных теоретических

знаний. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», то есть предварительного самостоятельного изучения материала следующего занятия.

Самостоятельная работа включает в себя также подготовку докладов, сообщений, выступлений на групповых занятиях, написание рефератов, выполнение заданий преподавателя.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы (аудитории Академии, библиотеки) выбираются магистрантами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам студентов. Затем приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью материалов лекций, общих работ. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую

смысл и связи основных понятий данного раздела, включенных в него тем. Затем необходимо изучить наиболее важные правовые и иные источники, монографии и практику. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Как уже было сказано выше, магистранты должны подготовить контрольную работу.

Контрольная работа – это самостоятельная письменная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов.

Подготовка контрольной работы – вид научной исследовательской деятельности. Его написанию предшествует изучение широкого круга первоисточников, нормативно-правовых актов, монографий, статей;

обобщение личных наблюдений. Работа над контрольной работой

активизирует развитие самостоятельного, творческого мышления, учит применять знания на практике при анализе актуальных социальных

и правовых проблем.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом, проводимым по всему ее содержанию. К зачету допускаются магистранты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре; показавшие положительные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по примерным вопросам и программе курса, представленным в данном комплексе. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, поймите его существо. В соответствии со смыслом вопроса составьте план ответа. План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники, характерные цитаты. Отметьте для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе дальнейшего учебного процесса. Некоторые вопросы следует уточнить с помощью преподавателя. При непосредственной подготовке к зачету следует провести строгие границы между близкими вопросами, готовить развернутый ответ именно на поставленный вопрос, не забывая изучить материалы и в рамках всей программы учебного курса.

Требования к уровню освоения программы.

Формы промежуточного контроля

В результате изучения дисциплины «История и методология юридической науки» обучающиеся должны:

быть ознакомлены:

  1. с учениями и трудами важнейших представителей юридических и философских научных школ, определявших ход развития юридической науки и ее методологии;
  2. с особенностями этапов развития научной рациональности, юридической науки и образования, их отличительными чертами и элементами преемственности;
  3. с современными тенденциями развития юридической науки

    и ее методологии, а также дальнейшими возможными их

    перспективами;

знать:

  1. место истории юридической науки и методологии юридической

    науки в системе юридических наук и научных знаний, ее роль

    в развитии мировоззрения квалифицированного юриста;

  2. логику и закономерности развития юридической науки, ее методологии, их взаимосвязи с развитием общества, государства и других общественных и естественных наук;
  3. понятия и категории, используемые в юридической науке и методологии юридических наук;
  4. всю совокупность методов современной юридической науки, их назначение и особенности применения;
  5. особенности организации научно-исследовательской работы в юридической сфере;
  6. содержание и представлять научное, социальное значение различных научных юридических теорий и доктрин в их развитии;
  7. научную терминологию, свободно владеть ею, а также формами схематизации и формализации в научном исследовании;
  8. методы работы с источниками и научной литературой, используя достижения современных информационных технологий;

уметь:

  1. применять полученные знания в профессиональной деятельности (правоприменительной, научной и преподавательской, управленческой, нормотворческой, правоохранительной);
  2. подвергать глубокому и всестороннему анализу источники, научные труды, содержащиеся в них теоретические и иные научно значимые положения в профессиональных целях, а также целях саморазвития и совершенствования правовой культуры;
  3. в ходе анализа существующих юридических доктрин и теории юридической методологии получать новые значимые знания, способствующие развитию юридической науки и ее методологии и повышающие эффективность профессиональной деятельности.

владеть навыками:

  1. организации научного исследования, постановки и решения научной проблемы, оформления результатов исследований;
  2. применения в практической деятельности методов научного

    познания, используя их в комплексе и наиболее эффективным

    образом;

  3. работы с корпусом источников по истории и методологии юридической науки;
  4. теоретического обобщения полученных в ходе научно-исследовательской работы результатов.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  1. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания;
  2. способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
  3. способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
  4. компетентным использованием на практике приобретенных умений

    и навыков в организации исследовательских работ, в управлении

    коллективом.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в правотворческой деятельности:

  1. способностью разрабатывать нормативные правовые акты;

в правоприменительной деятельности:

  1. способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать

    нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности;

в экспертно-консультационной деятельности:

  1. способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
  2. способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения

    и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;

в организационно-управленческой деятельности:

  1. способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;

в научно-исследовательской деятельности:

  1. способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права;

в педагогической деятельности:

  1. способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;
  2. способностью эффективно осуществлять правовое воспитание.

Промежуточный контроль по дисциплине «История и методология юридической науки» осуществляется в виде текущего контроля успеваемости студентов и промежуточной аттестации согласно Положению о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, утвержденному приказом Академии.

В соответствии с учебным планом Академии промежуточная аттестация по данной дисциплине проводится в форме зачета.